(механический сюрреализм.
Фломастер. Вода)
I
ночь медленная и напряжённая ночь-толпа
одноцветных тяжёлых людей
неотвратимо сжимает кольцо вокруг
моего горла
только и остаётся до конца
выжать педаль акселератора
потому что до конца остаётся
совсем немного
скорость свистит остерегающе длинно
как казнённый когда-то вийон
франсуа — поэт и гангстер
ибо даже поэтам иногда необходима пища
испуганная ночь бросается врассыпную впереди
(она тоже не хочет быть раздавленной)
и смыкается сзади
но поздно уже
и злобно скалит звёзды
в спину воспалённым огням
моего автомобиля
врезающимся в бетон полосами следов
шрамами отражений
эта ночь началась задолго до
моего рождения
я никогда не увижу окончания этой ночи
II
но всякий побег
носит в себе семя возвращения —
вольного
или невольного
возвращения к прежним корням из которых
вырос как из детских сандалий
я ползу по корням сумасшедшего города
точно железный жук
по улицам сумасшедшего дерева
и с каждого из тусклых ночных фонарей
свисает по мешку белёсого дряблого света —
так выглядит шевелящийся пчелиный рой на ветке
я видел это однажды в детстве
: прозрачные крылышки
заострённые полосатые тельца
гул движение к середине чтобы
раздобыть ещё немного тепла
именно тогда я совершил свой первый побег
а потом это превратилось в привычку
вот и сейчас
в самом начале возвращений
я уже жду когда семя набухнет и прорастёт
новым побегом
III
звон колокола всегда
мучителен для моего слуха
он напоминает мне о моей маме
рассказывали что в юности
она была похожа на маленький
звонкий смеющийся колокольчик
доверчивый и бесстрашный
а во время беременности
как-то сразу вдруг погрузнела
и осторожно носила колокол тяжёлого живота
чтобы не дай Бог не обронить звука
растущего внутри
в день моего рождения
колоколу
вырвали язык
я никогда не бываю на кладбище
где однажды похоронили мою маму
слишком мучителен для моего слуха
звон кладбищенских колоколов
когда их дёргают за мёртвые языки
живые люди
IV
и уже не приходится говорить о любви или нелюбви
существует только изначальная заданность
и если кто-нибудь станет на время мной
он или она сможет почувствовать как
нечто сидит на моих плечах
и вгрызается в затылок
похихикивая довольно и нервно
я предполагаю что это
ощущение изгнанничества
(или избранничества? — хотя
и то и другое суть одно
и то же)
один мой не очень знакомый психоаналитик
на случайной вечеринке у пэт или кэт
лениво разжёвывая погасшую сигару
весьма путано толковал что-то
о моих подсознательных комплексах
там присутствовали
: скрытый каннибализм
стремление к власти
и какой-то чокнутый
греческий тип — эдип кажется
но мне от этого не легче
не правда ли?
слова шлёпались на пол жирными лепёшками
расползались и таяли текли
по ступенькам пузырящейся массой
бесцветной но дурно пахнущей
едкой как ощущение полной безнадёжности
которая когда-нибудь всё-таки уничтожит
этот мир
говорят он был хорошим психоаналитиком
с обширной клиентурой но я
этого не заметил когда на моё
«скажи сыр»
увидел испуганное изумление в его глазах
он тоже не захотел стать мной чтобы
почувствовать как нечто
сидит на моих плечах
и уже не приходится говорить о любви или нелюбви
V
всегда есть опасность исчерпать
тему
ироническим отношением к ней
точно так же как и опасность исчерпать
жизнь
или запас бензина
в баке автомобиля
или совершенно нечеловеческую
человеческую глупость
я ненавижу свою иронию
которая страстно любит меня
но мы — едины хотя бы и
уровнем взаимного накала чувств
VI
ночь продолжается и уплотняется тьма
здесь ибо там впереди появляется свет
сполохи красного жёлтого вспышки но не
стоит надеяться на снисхожденье зари
просто смещение красное скорость предел
не обозначен
гудзону под мостом — тоска
там впереди растёт из ила и зла
железобетонная роза манхэттэна
я возвращаюсь и баки мои пусты
КОНЕЦ