Росчерк ветра. Взбегаю по клавишам – чёрным, белым,
нежным, яростным, сумасшедшим; ловлю грааль,
отпиваю от края, зажмурившись. Боль. Рояль.
Лето. Лестница. Искры за длинным прозрачным телом.

Эта чаша похожа на море чуть ниже Кубы,
на горячую точную ноту. Покажем класс.
Саксофон. Изогнутый воздух щекочет губы.
Ты не видишь меня, но зачем-то играешь – джаз.

Позабытое чувство жизни. Ритмичный свет
заливает зрачки, срывает с бокалов пену.
…на прощанье махнув рукой, ухожу сквозь стену.
Улыбаешься вслед. Ты всегда улыбаешься вслед.


2 комментария: Росчерк ветра. Взбегаю по клавишам…

  • Вот читаю я эти строки и думаю: специально ли Андрей Ширяев придумал такой размер, причем со всеми чисто греческими логаэдическими выпендрежами, или чисто по наитию, по слуху у него такое получилось? Думаю, мало кто сможет метрически эти строфы разложить. Ну, ладно, я специализируюсь именно на греческой метрике, поэтому мне не стоило особого труда разложить логаэд каждой из трех строф. До чего ж, однако, интересный метрический рисунок получается!
    Три строфы сделаны следующим образом. В каждой из них идет сочетание более длинных строк с более короткими. В длинной на один слог больше, чем в короткой, и она заканчивается на безударную гласную, тогда как короткая заканчивается на ударную.
    В первой строфе — длинные строки 1 и 4, короткие — 2 и 3, во второй строфе — длинные строки 1 и 3, короткие — 2 и 4, в третьей строфе — длинные строки 2 и 3, а короткие 1 и 4. Ну, понятно, что автор эти вариации сделал специально.
    Теперь о логаэде (комбинированном стихе). Основной принцип, который здесь применен, следующий: длинная строка — это стопы анапеста с последней стопой амфибрахия, а короткая стопа -стопы анапеста с последней стопой ямба, что и дает на один слог короче, чем в длинной строке.
    Таким образом, основной размер тут анапест, кроме последней стопы.
    Это всё ? Как бы не так ! Если бы было всё так просто, я бы не стал даже этот размер здесь расписывать в виду своей тривиальности: ну, подумаешь, последняя стопа не анапест, а то амфибрахий, то ямб!
    А вот дальше начинаются всякие вкусности истинно в древнегреческом стиле. Повсеместно в каждой строфе одна из строк и всегда в третьей стопе получает синкопу, то есть выбрасывается один безударный слог, и третья стопа анапеста превращается в ямб. Интересно, что это происходит то с короткой строкой, то с длинной. Таким образом, с строке появляются либо две стопы ямба (третья и последняя, остальные — стопы анапеста), либо третья стопа ямба и последняя стопа амфибрахия (остальные — стопы анапеста). Самое вкусное оставлено на потом. В последней строке стиха последняя стопа вместо ямба превращается в анапест путем вставки одного безударного слога путем приема, обратного синкопе, именуемого эпентезой. Таким образом, последняя строка стиха превращается в чистый пятистопный анапест.
    Красота!
    Андрей, и ты, наверно, хочешь, чтобы я поверил, что всё это ты сделал продуманно и сознательно, а не просто руководствуясь чистым слухом ? Ни в жизнь не поверю!
    Ну, чтобы не быть голословным, я сейчас просто дам расклад стиха по стопам.
    | — это знак, дающий пределы стопы, ее начало и конец. Внутри стопы ударный слог дан знаком ‘, а безударный никак не обозначен. Под каждой строкой расписан ее словесный расклад по стопам.
    Так будет легче сориентироваться.

    |Росчерк ве’|тра. Взбега’|ю по кла’|вишам – чё’|рным, бе’лым,| (анапест + анапест + анапест + анапест + амфибрахий) |нежным, я’|ростным, су’|масше’д|шим; ловлю’| граа’ль,| (анапест + анапест + ямб + анапест + ямб) |отпива’|ю от кра’|я, зажму’|рившись. Бо’ль|. Роя’ль.| (анапест + анапест + анапест + анапест + ямб) |Лето. Ле’|стница. И’|скры за дли’|нным прозра’ч|ным те’лом.| (анапест + анапест + анапест + анапест + амфибрахий)

    |Эта ча’|ша похо’|жа на мо’|ре чуть ни’|же Ку’бы,| (анапест + анапест + анапест + анапест + амфибрахий) |на горя’|чую то’ч|ную но’|ту. Пока’|жем кла’сс.| (анапест + анапест + анапест + анапест + ямб) |Саксофо’н.| Изогну’|тый во’з|дух щеко’|чет гу’бы.| (анапест + анапест + ямб + анапест + амфибрахий) |Ты не ви’|дишь меня’|, но заче’м|-то игра’|ешь – джа’з.| (анапест + анапест + анапест + анапест + ямб)

    |Позабы’|тое чу’вст|во жи’з|ни. Ритми’|чный све’т| (анапест + анапест + ямб + анапест + ямб)
    |залива’|ет зрачки’,| срыва’|ет с бока’|лов пе’ну.| (анапест + анапест + ямб + анапест + амфибрахий)
    |…на проща’|нье махну’в| руко’й,| ухожу’| сквозь сте’ну.| (анапест + анапест + ямб + анапест + амфибрахий)
    |Улыба’|ешься всле’д.| Ты всегда’| улыба’|ешься всле’д.| (анапест + анапест + анапест + анапест + анапест)

  • Андрей Ширяев
    Андрей Ширяев говорит:

    Что для грека — логаэд, то для корейца — джаз. :) Естественно, на слух, Гиви. Но разбор прочитал с огромным удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>